Вы играли в детстве в «глухой телефон»? Это когда игроки по цепочке шепотом передают друг другу некое сообщение, а затем сверяют, что сказал первый и что услышал последний. Очень веселая игра. Но если подобный сценарий воплощается в жизни, где вместо играющих – реальный телефон, его владельцу не до смеха. Ведь современный мобильник – и средство связи, и плеер, и будильник. А безголосый и глухой – зачем он нужен нам такой?
Итак, разберемся, почему пропал звук на телефоне и что с этим делать.
Три группы причин
Чтобы проще понимать, в какую сторону «копать», первым делом нужно определить, где источник проблемы. Причины «глухонемоты» смартфонов, как и других электронных устройств, делятся на 2 основные группы – аппаратные и программные. А программные в свою очередь – на связанные с операционной системой и приложениями.
Источник неполадки примерно можно локализовать по признакам, которые перечислены ниже. Но бывает, что признаки указывают на одно, а на деле причина в другом. Возможно, даже в нескольких факторах из разных групп.
Неисправность, скорее всего, в железе, если:
- Звука нет только в одном из устройств вывода, например, в разговорном динамике, а через гарнитуру он воспроизводиться нормально.
- Звук пропадает при увеличении /уменьшении громкости, нажатии кнопок, шевелении гнезда с подключенными наушниками и т. п. То есть при механическом воздействии на аппарат.
- Проблема возникла сразу или через короткое время после падения, удара или намокания телефона.
- Пропаданию звука сопутствует другая очевидная неисправность, которая появилась примерно в то же время, например, трещины экрана.
- Перед тем как звук исчез окончательно, имели место другие связанные с ним неполадки – ухудшение качества (шумы, искажение), периодические пропадания, уменьшение или скачки громкости и т. п.
Причина, вероятно, в операционной системе, если:
- Звук пропал после того, как телефон побывал в руках неопытного юзера, например, ребенка. Чаще она бывает связана с изменением настроек, к примеру, переводом аппарата в беззвучный режим или переключением вывода звука на наушники Bluetooth. Однако детские забавы могут привести и к удалению (перемещению) аудиофайлов, в том числе системных.
- Перед событием пользователь ставил обновления Андроид, менял настройки аудио в инженерном меню (кстати, эксперименты с инженерным режимом могут привести к аппаратной поломке телефона) устанавливал или удалял патчи, кодеки и т. д.
- Отсутствие звука обнаружилось после инсталляции новой ОС (прошивки), а в старой он работал как надо.
- Одновременно с пропаданием «голоса» обнаружились другие системные неполадки или признаки работы вредоносных программ: блокировка функций, исчезновение кнопок, всплывающая реклама и прочее.
На смартфонах под Android с правами root любое вмешательство в структуру и функции ОС потенциально опасно, так как может привести к необратимому повреждению системы. Сюда же относится установка приложений из неофициальных источников.
В неисправности виновна сторонняя программа, если:
- Звука нет только в ней. Например, если вам не слышно собеседника в Скайпе, но звонки через WhatsApp проходят нормально, источник неполадки следует искать в Скайпе.
- Новая программа незаметно заменила собой ту, которая до этого использовалась по умолчанию. Например, вместо стандартного приложения «Телефон» установилось другое, и оно либо не настроено, либо «глючит». Из-за этого вы можете не услышать сигнал входящего вызова или доставки СМС.
- Программа, которую вы используете для воспроизведения аудио, например музыкальный плеер, заблокирована, повреждена или удалена с устройства. А может, она просто не поддерживает формат файлов, которыми вы пытаетесь ее «кормить» (нет нужных кодеков).
Причинами перебоев в работе программного обеспечения, связанного с аудио и звонками, могут быть ошибки в самом ПО, конфликты с другими приложениями, блокировка или принудительное завершение средствами контроля за использованием памяти и антивирусами.
Проверьте это в первую очередь
Основная масса проблем со звуком на смартфонах возникает по банальным причинам и решается просто. Поэтому первым делом обратите внимание на перечисленное ниже. Это займет считанные минуты.
Уровень громкости
В норме при нажатии кнопок регулирования громкости на экране телефона появляется ее индикатор:
Убедитесь, что аппарат не находится в режиме «Не беспокоить».
Отсутствие индикатора может указывать на неисправность кнопки громкости, ее шлейфа, аудиокодека или других элементов звукового тракта. А может быть проявлением сбоя системы.
Чтобы отделить «мух от котлет», а также в некоторых случаях решить проблему, установите стороннее приложение управления громкостью, например, что-нибудь из этого:
Такие программы работают как аппаратные клавиши громкости и могут служить им заменой, если последние выходят из строя.
В случае системного сбоя на уровне аудиодрайвера или повреждения звукового кодека (основной микросхемы управления звуком), экранный «костыль» не поможет.
Текущее устройство вывода аудио
Малоопытный пользователь может не заметить, что к смартфону подключена беспроводная гарнитура, и музыка, рингтоны, гудки, голос собеседника и прочее воспроизводится через нее.
Для проверки этой версии нажмите на телефоне клавишу громкости и посмотрите на значок индикатора. Если он выглядит, как на скриншоте ниже, звук идет через блютуз.
Чтобы восстановить звучание смартфона через динамики, отключите функцию Bluetooth или связь с беспроводным устройством.
Звуковой профиль
Если телефоном баловался ребенок или вы сами недавно были в кино, на совещании и прочих мероприятиях, где «голос» мобильных устройств принято выключать, проверьте звуковой профиль.
Для этого откройте системные настройки и перейдите в меню «Звуки и уведомления» (названия пунктов на вашем смартфоне могут быть другими). Если выбран режим «Беззвучный» (тихий) или «На совещании», измените его на «Обычный».
Касание значка шестеренки (у вас этот элемент может выглядеть иначе) открывает раздел дополнительных звуковых настроек, где можно проверить и отрегулировать громкость будильника, рингтонов и прочего.
Кстати, если телефон не звонит при вызове, полезно заглянуть в раздел «Рингтоны» и убедиться, что файл мелодии, установленной на звонок, присутствует на устройстве и нормально воспроизводится (не поврежден).
Разговорный динамик
Если вам не слышно собеседника при разговоре, когда вы прикладываете телефон к уху, осмотрите верхний динамик. При ношении аппарата без чехла отверстия динамика довольно быстро забиваются грязью. Этому особенно подвержены некоторые модели Самсунг и Хуавей Honor, хотя владельцы смартфонов других марок тоже страдают от подобных проблем.
Чтобы загрязненный динамик зазвучал как новый, достаточно очистить его решетку смоченной спиртом зубной щеткой или липким чистящим средством наподобие слайма.
Гнездо подключения гарнитуры
Если вы звоните и слушаете музыку через проводную гарнитуру, в исправности которой уверены, причиной отсутствия звука может быть сломанный аудиоразъем. Частые подключения/отключения наушников приводят к обрыву шлейфа гнезда или разрушению его пайки.
Дефект разъема иногда визуально определяется по подвижности, изменению положения, провалу внутрь корпуса и т. п.
Программы по умолчанию
Музыка играла, а теперь пропала? Звонилка звонила, но тоже как это делать забыла? Проверьте, не измелились ли программы, выполнявшие эти функции по умолчанию до появления неполадки.
Изменились? Тогда убедитесь, что новое приложение действительно способно решать задачи, для которых вы собираетесь его использовать. Например, программа с функцией аудиоплеера может не проигрывать музыку, так как за эту возможность нужно доплатить. А «Телефон» — не видеть рингтон, поскольку не поддерживает формат файла.
Кстати, на смартфонах, где получены права root, системные приложения доступны для удаления. И звука может не быть как раз потому, что нечем воспроизводить.
Перезагрузитесь
Быстрая проверка основных элементов, влияющих на звук, не помогла? Попробуйте перезагрузить телефон – выключить и включить. Это поможет избавиться от временных ошибок, которые иногда возникают при работе системы.
Что делать, если звука нет из-за поломки железа
Склоняетесь к тому, что аппарат лишился голоса из-за неисправности «начинки»? Если звуковые функции отсутствуют частично – не работают только динамики или микрофон, не регулируется громкость и т. д., у вас два выхода:
- сдать телефон на ремонт;
- заменить вышедшее из строя внешними устройствами (гарнитурой, настольными колонками) или программами, некоторые из которых упомянуты выше.
Если звука нет вообще – ни при звонках, ни в приложениях, вариантов, кроме ремонта, нет. Также их нет после намокания или удара/падения телефона.
Проблема в системе? Решаем сами
Что делать в самой распространенной ситуации – когда неполадки возникли из-за изменения системных настроек, мы разобрались: достаточно вернуть последние в изначальное состояние. В сложных случаях, например, если вы не можете понять, что именно сломало звук, часто помогают следующие, более радикальные меры:
- поочередное удаление всех приложений, которые были установлены или обновлены незадолго до поломки;
- проверка телефона на присутствие вредоносных программ;
- восстановление заводских настроек (сброс, откат) функциями системы или аппаратно.
Последний пункт – последнее средство, к которому прибегают, если испробованы все более простые решения и ни одно не помогло. Радикальнее только перепрошивка, то есть переустановка операционной системы смартфона с потерей всех данных. Однако и сброс может оказаться бесполезным, если на устройстве получен root – глубокие изменения (удаление системных файлов и программ, операции через инженерное меню), произведенные с правами суперпользователя, не откатываются.
Кстати, перед сбросом до заводских настроек не забудьте скопировать важные файлы на другой носитель или в облако.
Если проблема со звуком обнаружилась после обновления Android и перед этим была сохранена резервная копия данных, восстановите систему из нее. При отсутствии валидной копии, а также если сбой возник после перепрошивки аппарата, единственное решение – повторная установка системы. Выбирая дистрибутив, важно удостовериться, что он совместим именно с вашей моделью и ревизией смартфона.
Обвиняется программа
Звук отсутствует в одном конкретном приложении? Выполните по порядку следующее:
- Запустите приложение и нажмите клавишу громкости. Возможно, она снижена до нуля только в нем.
- Проверьте настройки управления звуком в этой программе.
- Запустите системные настройки, перейдите в раздел «Приложения», откройте касанием имени сбойной программы ее свойства, затем – раздел «Разрешения» и проверьте, предоставлен ли ей доступ к функциям аудио. Если нет, установите нужные разрешения.
В версиях Android ниже 6.0 нет возможности управлять отдельными разрешениями программ. Но если вы используете для этого специальные утилиты, просмотрите их установки.
- Завершите работу всех одновременно запущенных программ.
- Если звук пропал после обновления приложения, откройте его свойства, как написано выше, и удалите обновления.
- Если вы используете антивирус или утилиты для автозавершения запущенных процессов, убедитесь, что они не влияют на работу сбойной программы.
- Ничего не помогло? Удалите и установите приложение заново. Если это видео- или музыкальный плеер, удостоверьтесь, что он не требует дополнительных кодеков. Об этом можно узнать из описания программы в Плэй Маркете.
- Переустановка тоже не дала результата? По возможности деинсталлируйте с телефона приложения с аналогичными функциями – они могут вступать в конфликты.
Ну а если даже это не дало результата, попробуйте найти более ранние версии интересующей программы или установите аналог. Не найдете ничего подходящего в Маркете Google – загляните в альтернативные магазины. Благо, в них много достойного контента и постоянно появляется новый.
Обложка: Pxfuel